Рынок среднетоннажных автомобилей в России: анализ текущей ситуации

На недавней пресс-конференции в Москве, организованной ассоциацией РОАД, обсуждались проблемы, касающиеся рынка коммерческого транспорта, с упором на среднетоннажные автомобили. Вице-президент ассоциации Виталий Киселев озвучил тревожные цифры: за последние десять лет парк таких автомобилей уменьшился на четверть. На данный момент в стране их зарегистрировано всего 1,727 миллиона единиц, в то время как в 2016 году это число превышало 2,3 миллиона. Средний возраст автопарка достиг почти 28 лет, что говорит о значительном износе. Особенно ярко это проявляется в спецтехнике, в которой многие машины служат более 30 лет, что заставляет ряд компаний эксплуатировать устаревшие модели. Также на конференции был поднят вопрос тяжелых грузовиков, о котором рассказал Максим Шишко, представитель "Глобал трак сервис". Доля китайских марок в этом сегменте снизилась до 53%, в то время как российские производители увеличили её до 38%. Неприятным сюрпризом стало значительное сокращение сделок в этом сегменте — почти в два раза за год. По прогнозам, в 2025 году может быть продано лишь 46 тысяч тяжелых автомобилей, что совпадает с жесткими условиями, наблюдавшимися во время кризисов в 2009, 2014 и 2015 годах. Сообщается, что 2023 год стал рекордным (125,7 тысячи единиц) в плане продаж тяжелой техники, однако снижения спроса в 2024 году вызвало переизбыток товаров на складах, и компании начали планомерно снижать цены, что повлияло на их прибыль. Ситуация на складах китайских производителей также не радует — они ждут отгрузки грузовых автомобилей, собранных в соответствии с российскими стандартами ещё в 2023 году. Если не произойдут изменения в утильсборе, цены на эти автомобили могут оказаться конкурентоспособными. Еще одна проблема заключается в так называемой «изъятке» автомобилей, когда компании не могут расплатиться за лизинг или кредиты. Из-за это, несмотря на цены, старые машины остаются более приоритетными для перевозчиков, нежели новые. Весь рынок ощущает давление, так как многие китайские компании активно, но невыгодно, работают на российском рынке, получая дотации от материнских компаний. Максим Шишко также отметил, что на складах зависло почти 14 тысяч легких грузовиков, которые невозможно реализовать. Это приводит к уменьшению доли компании FAW и Dongfeng. Прогнозы на ближайшие годы для рынка HCV остаются пессимистичными, особенно без изменения внешнеэкономической ситуации. В текущем году КАМАЗ стал лидером с реализацией 12,6 тысяч автомобилей и долей 30,1%. Следом идут Sitrak, Shacman, FAW и другие марки.