Грузовики БАЗ: прорыв в тяжёлой технике
Уже год назад мы сообщали о тяжелых грузовиках марки БАЗ, шасси которых разработаны специалистами компании «Романов» на основе конструкций Брянского завода колёсных тягачей. Сборка автомобилей осуществляется на заводе в Шушарах, что поблизости от Санкт-Петербурга, где ранее собирали технику под маркой MAN. Создание проекта изначально происходило на Обуховском заводе, входящем в группу «Алмаз-Антей», но позже сформировалась отдельная юридическая структура «Романов», занимающаяся гражданской продукцией.
В 2021 году была принята концепция создания тяжелого грузовика с независимой подвеской и возможностью передвижения по общественным трассам. Январь 2022 года стал стартом проектирования, а в 2023 году завершилась работа над макетом. Подготовка к производству началась в начале прошлого года, и ожидания на текущий год связаны с началом сборки. В данный момент доступны исполнения на шасси 6х6: седельный тягач, бортовая платформа и самосвал. Заказчики могут выбирать между пятью вариантами кабин.
Как сообщил глава департамента маркетинга Александр Бредихин, компания нацелена на продажу 2000 автомобилей в год в течение трех лет. Планы на 2026 год — 600 автомобилей, и это число закреплено в Специальном инвестиционном контракте, подписанном с Минпромторгом. На данный момент уже имеется большее число потенциальных заказов, чем способна произвести компания. Грузовой сегмент 6х6 на российском рынке оценивается примерно в 6000 автомобилей в год, и цель компании выглядит реалистично.
Первая предсерийная модель была уже передана Газпрому для практического тестирования в районе Ямбурга за Полярным кругом. В ближайшие месяцы компания предоставит еще одну машину для испытаний в Краснодар. Ожидаются результаты тестирования через полгода, после чего будет возможность участвовать в тендерах.
В следующем году планируется разработка 8х8 и позже 10х10. Бредихин подчеркивает модульный подход, позволяющий добавлять различные оси и унифицировать конструкции. Это делает проект более адаптивным и востребованным.
Одобрение типа транспортного средства, вступившее в силу 2 ноября, позволяет рассмотреть самосвал (модели S31A50, S31A51), созданный для перевозки сыпучих грузов. Он оснащён каркасно-панельной кабиной, которая может откидываться. Технические спецификации показывают расстояние между осями и допустимую массу до 30 тонн.
Что касается мотора, то предполагается использование дизельного ЯМЗ-6531 с шестью цилиндрами, его крутящий момент достигает 1790 Нм, а коробка передач девятиступенчатая. Главная передача является двойной разнесённой.
Обсуждая вопросы маржи, Бредихин отметил, что в начале выпуска автомобилей может наблюдаться дефицит прибыли. Ожидаемая окупаемость, по его словам, не превышает 10 лет.